Финикийцы
Автор этого текста Александр Иванов
Гомер ненавидел финикийцев, и в его сказаниях финикийцы упоминались не иначе, как "обманщик коварный", "злой кознодей" или "алчный мошенник".
Финикийцы и в самом деле разбойничали - в основном - на море, где этим мореплавателям не было равных, но не гнушались и красть детей в тех гаванях, куда заходили, и Гомер описывает судьбу некого Евмея, свинопаса Одиссея, которого похитили в гавани Итаки финикийцы.
А Геродот описывает сцену похищения принцессы Ио и ее подруг, которых заманили на свой корабль все те же финикийцы.
Эта, в нашем представлении, не слишком приятная слава не очень-то огорчала самих финикийцев (ведь и детей, и взрослых, крали все - и греки тоже, - работорговля была делом прибыльным), но такая репутация несколько мешала им в другом прибыльном деле - торговле.
Тот же Геродот подробно описывает, как именно они вели свои торговые дела: причалив к берегу, они выкладывали на него свой товар и давали знать о своем прибытии едким дымом, сами же удалялись на корабль.
Местные, осмотрев товар, не забирая его, оставляли рядом с ним золото или свой товар и - тоже удалялись.
Если купцы находили, что сделка выгодная и предложение равноценное, они забирали чужой товар, оставляли свой и уплывали. Если цена казалась им неподходящей, то они забирали часть товара, оставляя эквивалент предложенному, и попытка договориться повторялась.
Мы не знаем, что заставило пять тысячелетий назад целый народ, который научит мир торговать, обитавший до того на берегах и островах Персидского залива, сняться с насиженных мест и, преодолев несколько тысяч километров, осесть на восточном побережье Средиземного моря.
Известно только, что, смешавшись с автохтонными племенами, населявшими эти места до них, они, именуемые каннахи, или угаретяне, или ханаанцы, или, как нам более привычно - финикийцы - основали одну из самых древних цивилизаций нашей планеты.
Редкие долины среди скал были весьма изобильны - занятая переселенцами земля была южным окончанием "плавильного котла цивилизаций", Плодородного полумесяца, протянувшегося от устьев Тигра и Евфрата до земель Палестины - но все-таки эти долины не могли прокормить и всех прибывших, и местные племена, зато рядом было море...
И вдоль всего побережья стали возникать рыбацкие деревни.
Море было страшным, и первые корабли могли плавать, по сути, только при абсолютном штиле - даже небольшая волна легко топила суденышки.
Но время шло, и финикийцы стали первыми среди мореплавателей, придумав киль, руль, якорь и множество иных, совершенно необходимых, мелочей. Баз кторых мореплавание - не мореплавание вовсе.
Древний Библ (Библос) или, иначе, Гибал (сейчас на этом месте расположен ливанский город Джебейль).
Впрочем, часто можно встретить суждения насчет того, что эти усовершенствования придумали не сами ханаанеи, а - лишь позаимствовали их у таинственных "народов моря" (есть даже такая "формула" одного из историков: "ханаанеи плюс народы моря равняются финикийцы"), следы нашествия которых почувствовали на себе все цивилизации около XII в. до н.э.
Может быть, и так - финикийцы считались народом восприимчивым, легко впитывающем и совершенствующем все полезное, хотя в том, что касается главного их вклада в мировую цивилизацию - а это, бесспорно, буквенный алфавит - именно их авторство неоспоримо.
Но на выживании самих финикийцев гораздо большее влияние оказало другой их изобретение - это умение сушить и засаливать рыбу.
Финикийцы вообще слыли изобретательным народом, поэтому, может быть, и не удивительно, что именно они придумали алфавит, невероятно ценный вклад в мировую цивилизацию
Этот товар охотно приобретался по всей акватории Средиземного моря, а купеческие караваны доставляли рыбу в Месопотамию и Аравию.
Можно сказать, что рыба сделала финикийцев торговцами.
А еще - их сделал торговцами и мореплавателями лес - склоны скал были в то время чрезвычайно богаты сосной и кедром, которые, во-первых, шли на постройку судов, а во-вторых - были крайне востребованным экспортным товаром.
Есть даже версия, что именно необходимость вывозить лес в Египет заставила финикийцев стать моряками - потому что намного легче, быстрее и дешевле было перемещать тяжести по морю, чем по суше.
Собственно, финикийцы стали первым народом в истории, убедительно доказавшим превосходство водного транспорта перед всяким иным - и по скорости, и по дешевизне, и по вместимости, и даже - по безопасности, при всей ненадежности судов того времени - больно уж беспокойны были путешествия по суше в те времена.
По преданиям, сами финикийцы вели свой род от Хна (именно Библия поминает их как ханааенян), сына бога Баала.
Считается, что в Библии Хна изображен под именем Каина - "Он был проклят, и он построил первый город".
Наверное, для соседей хананеян, иудеев, первые известными им города и в самом деле были финикийскими - по мере развития торговли на месте рыбацких деревушек стали возникать города, первым из которых стал Угарит, а потом - Библ, уже настоящий центр торговли, ремесла и знаний, ставший, помимо всего прочего, поставщиком египетского папируса в Грецию. Греческое "библос" (папирус) породило слово "библия" (книга), и одну книгу с таким названием человечество знает до сих пор.
Финикийским купцам частенько приходилось "застревать" в местах обмена товаров на долгие месяцы, неспешно распродавая привезенное на продажу. Иногда в места стоянки их судов люди приезжали издалека.
Наверное, именно так и возникли колонии - поселения купцов, их опорные пункты по всему побережью Средиземного моря, самым знаменитым из которых, конечно же, является Карфаген.
Картина Ноколаса Веркопье "Дидона и Эней". Дидона - дочь царя Тира, основательница Кафрагена. По легенде, её брат убил её мужа, и она решила уехать куда глаза глядят. Глаза глядели куда надо, и место нашли хорошее, вот только местный царь приставал к тней с женитьбой. Она отказала ему, сославшись на вечную любовь к умершему мужу., и обещала местным племенам заплатить им драгоценный камень за кусок земли, который она накроет бычьей шкурой. Сделка была заключена, и Дидона (в этом миф усматривает её мудрость) обвела сколько могла земли узенькими ремешками, нарезанными из бычьей шкуры. В действительности же, видимо, небольшое количество колонистов каким-то образом смогли договориться с местными жителями. Ну а на картине другой эпизод, который мифы связывают с именем Дидоны: это её встреча с троянцами во главе с царевичем Энеем, которым удалось спастись после гибели своего города. Эней и Дидона полюбили друг дурга, но коварные боги сообщили Энею, что у них на него другие планы и ему надо срочно уезжать. Эней не рискнул ослушаться богов, уехал и стал основателем Рима. Дидона же покончила с собой.
Финикийцы расширяют географию своих плаваний, добираясь, в поисках олова, до Британских островов, привозят в средиземноморье янтарь (добираясь до Балтики?) и даже, судя по всему, огибают Африку (пройдет почти 2 тысячи лет, прежде чем европейцам вновь удастся подобное).
Сами города Финикии (финикийцы всегда были народом, но никогда в своей истории - единым государством, это всегда были номы, или, как именовали это устройство греки - полисы, города-государства) соперничают друг с другом, причем это соперничество можно вполне объяснить, так сказать портовым потенциалом: сначала главнейшим городом считается Библ, но его гавань невелика - около полутора гектаров, а искусство расширения гаваней еще не было известно, и вскоре Библ уже не в состоянии вместить всех торговцев.
И первенство переходит к Сидону, чья гавань могла вместить намного больше кораблей - её площадь - несколько больше семи гектаров - это отличная гавань, но и торговля продолжает развиваться, а ряды купечества растут.
Но Тир превосходит Сидон в несколько раз, и торговое первенство переходит к нему.
Между тем с финикийцами всерьез конкурируют греки, перенявшие искусство мореплавания - для греков торговля, в первую очередь - доставка в бесплодную метрополию пшеницы - дело сверхважное.
Греческие колонии появляются во множестве удобных гаваней вдоль всего побережья серединного моря. Впрочем, греки часто захватывают уже существующие финикийские колонии.
Сама Финикия - относительно легкая добыча для завоевателей - египтяне, хетты, ассирийцы считают финикийские города "своими", а сами финикийцы предпочитают войне выплату дани, которая не мешает обделывать им свои торговые дела.
Наконец, персы окончательно ликвидируют самостоятельность финикийских номов, но никуда не исчезают сами финикийцы, и хотя их роль в торговле заметно снижается, они остаются важными фигурами в мировой торговле - так, хотя монеты придуманы в Лидии, но, как уверяли греческие историки, их придумали именно для удобства расчетов с финикийцами.
Греция, а позже - Карфаген, потом - Рим, владеют средиземноморьем, освоенным и изученным финикийцами, которые сделали море главнейшей торговой дорогой планеты - значение этой дороги, объединившей множество народов, важно и сейчас, хотя, начиная с эпохи великих географических открытий ее роль несколько снижается.
Порт Карфагена, реконструкция. Обратите внимание на эллинги для кораблей в виде круга.
Римская империя, большое бюрократическое государство, вынужденное пытаться вести учет расходов, в IV веке оставляют нам прекрасный памятник своего времени, наглядно объясняющий разницу между морскими и сухопутными перевозками.
Исследовавший тарифы Диоклетиана на перевозку ученый повествует, что перевозка морем из одного конца империи в другой ("из Сирии в Лузитанию" - около 2130 км) одного modius (примерно 9 литров) пшеницы была по стоимости равна перевозке того же груза сушей на расстояние 111 км., при почти одинаковой скорости.
Нет ничего удивительного в том, что все богатство эпохи сосредотачивалось на побережье или, как минимум, в русле примыкающих к Средиземному морю судоходных рек - даже могущественному и богатейшему Риму, с его чрезвычайно развитой системой сухопутных трасс, попросту неинтересны были территории европейской "глубинки", места поселения германцев, кельтов и галлов, которым уделялось куда как меньше внимания, чем освоению побережий.
Варварами было почти забыто искусство мореплавания, но норманны "напомнили" о его важности Европе - с тех пор и по сей день именно приморские города являются главным сосредоточием мирового богатства, а морские перевозки и по сей день являются самыми дешевыми, и пока нет средств перемещения грузов, способных сравниться с ними по дешевизне и вместительности.
А что касается финикийцев - вплоть до VIII века отмечают людей, именующих себя ханаенянами, но после повсеместного воцарения ислама на территории бывшей Финикии этот семитский народ растворяется в массе родственных народов, их язык исчезает еще раньше, повсеместно уступая греческому и арамейскому, а после - арабскому, а само имя "финикийцы" (которые, кроме вышеперечисленного, научили мир изготовлению стекла, окраске тканей и многоэтажному строительству - да много чему еще) - исчезает.