Израиль на русском

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Израиль на русском » Тестовый форум » Всякое и разное


Всякое и разное

Сообщений 61 страница 64 из 64

61

Горлицы могут спать спокойно

Министр охраны окружающей среды Израиля Тамара Зандберг объявила, что в Израиле запретят охоту на перепелов и на 3 года на горлиц.
https://forumupload.ru/uploads/001a/e3/39/2/t188129.jpg
Отмечается, что решение о запрете охоты на горлиц на три года было принято в связи с требованием Конвенции Организации Объединенных Наций по сохранению мигрирующих видов диких животных (CMS).
Так, планируется начать исследование того, насколько охота повлияла на сокращение мировой популяции горлиц. А вот перепел был занесен в Красный список Израиля как находящийся под угрозой исчезновения вид.
Новые запреты вступят в силу 11 августа, накануне сезона охоты в Израиле, который начнется в начале сентября.
Управление природы и парков выступило в поддержку решения министра экологии.

0

62

А также в области балета художественной гимнастики...

Сборная России впервые с 1996 года не смогла выиграть золотую медаль по итогам индивидуального многоборья по художественной гимнастике. Как обычно виноваты евреи. Вернее - еврейка.
Израильская гимнастка Линой Ашрам заняла первое место в личном многоборье в художественной гимнастике на Олимпиаде в Токио. Россиянка Дина Аверина заняла второе место, ее сестра Арина заняла четвертое место. Третьей стала Алина Горносько из Белоруссии.
Линой Ашрам по итогам трех упражнений набрала 107,800 баллов. Дина Аверина завоевала серебро (107,650 баллов). Алина Горнасько из Белоруссии (102,700).
Арина Аверина по итогам трех упражнений заработала 102,100 балла. Перед последним видом программы она находилась на третьем месте, но во время упражнения с лентой ей пришлось сменить гимнастический снаряд (лента завязалась в узел), из-за чего ее выступление судьи оценили всего в 19,550 баллов.
Сборная России подавала протест по баллам Дины Авериной после последнего упражнения с лентой, но судьи не стали менять оценку. Вот они, гримасы загнивающего Запада!
Ранее тренеры россиянок подавали два протеста по выступлениям Арины Авериной.  Судьи удовлетворили протест по поводу оценки на выступлении с булавами, повысив оценку с 27,400 балла до 27,800, но отклонили протест по поводу оценки в упражнениях с мячом.

0

63

МиГ-21 удачи. Это изменило Ближний Восток.
Автор этого текста Мордехай Хаймович

База ВВС в Хацоре, 16 августа 1966 года, 07:55 утра. Исраэль Гилад из авиационного отряда техобслуживания начинает рабочий день, как обычно - телефонным разговором с начальником ангара французских "Миражей" Исраэлем Гершковичем. Но сегодня голос Гершковича полон нескрываемого возбуждения: "Через минуту здесь приземлится "МиГ!" - объявляет он. У Гилада отвисает челюсть: "У наших ВВС нет МиГа!.." Но Гершкович настроен так решительно, что Гилад бросается к машине, на ходу доставая из кармана ключи, и мчится к диспетчерской вышке. Расстояние - всего-навсего полкилометра, но на пути светофор, на котором уже загорелся красный свет. Гилад тормозит - и внезапно прямо над его головой проносится идущий на посадку МиГ. И вот он уже катится по посадочной полосе, а к нему со всех сторон бегут и едут обитатели базы.
Операция почти завершена. Почти - потому что мешает одна незначительная деталь: пилоту не сразу удается выбраться из кабины. Ни "Моссад", ни командование ВВС, полтора года готовившие этот перелет, не учли, что в Хацоре нет трапов для самолетов подобного типа. И тогда командир базы Бени Пелед распорядился использовать лестницу стоявшей неподалеку пожарной машины. По ней капитан военно-воздушных сил Ирака Мунир Радфа спустился на дорожку славы.
МиГ-21 советского производства, который Радфа пригнал в Израиль, представлял собой обновленную версию боевых сверхзвуковых истребителей противника. Западные службы, естественно, мечтали заполучить секреты нового советского оружия. По словам бывшего главы "Моссада" Эфраима Халеви, посадка МиГа в Хацоре открыла новую эпоху: изучив его, американцы сняли эмбарго на поставки оружия в Израиль. А через десять месяцев после операции, когда разразилась Шестидневная война, благодаря "выжатым" из МиГа данным, израильские ВВС в течение трех часов уничтожили основную часть египетской авиации. Успевшие взлететь МиГи были перехвачены и сбиты в молниеносных боях.
Сегодня, спустя 55 лет после завершения той, без преувеличения, героической операции, стоит рассказать, что семья Мунира Радфы испытала не только минуты славы. Конечно же, еврейское государство предоставило ей достаточно благоприятные условия жизни - красивую квартиру на севере Тель-Авива, трудоустройство, образование для детей, 50 тысяч долларов и возможность перебраться при желании в любую страну. "Но невозможно реабилитировать на сто процентов тех, кто предал свой народ, - сказал мне Барух Мазур, опекавший семью.
Наверное, он прав: еще не родился психолог, который мог бы излечить от чувства вины того, кто отвернулся от своего прошлого и отправился в путешествие, полное угрызений совести. За три месяца до бегства Радфы в Каире был казнен капитан Аббас Хилами. 19 января 1964 года тот также приземлился на своем самолете в Хацоре. Спустя полгода ему выдали удостоверение личности и отправили в Аргентину, чтобы он смог начать новую жизнь. Однако через несколько месяцев, не выдержав мук совести, он пришел в египетское посольство, предстал перед военным судом в Каире и был приговорен к смертной казни.
Путь страданий семьи Радфа длиннее. И, видимо, конфликт со своим прошлым отразился на здоровье главы семьи: Мунир умер в возрасте 54 лет - очевидно, от сердечного приступа. По свидетельству тех, кто его знал, он был мягким человеком, однако из тех христиан, которые не считают, что после удара по одной щеке нужно подставлять другую. Мунир Радфа полагал, что достоин дослужиться до генерала, однако карьера его остановилась на капитанском звании.
Отношения Мунира Радфы с Израилем начались без его ведома. В апреле 1965 года, завтракая с тогдашним командующим ВВС Эзером Вейцманом, глава "Моссада" Меир Амит-Слуцкий спросил: "У тебя есть ко мне какие-нибудь просьбы?" И Вейцман ответил "Доставьте мне МиГ-21".
- Ты с ума сошел? На Западе ни у кого нет МиГа!
- Если бы это было просто, я бы тебя не просил, - ответствовал Вейцман.
Москва начала поставлять МиГ-21 арабским странам в 1961 году. К 1963-му истребители этого типа входили в состав воздушных сил Сирии, Египта и Ирака. Израиль предпринимал неоднократные попытки обзавестись новейшей машиной, но они не привели к желаемому результату. Аналитики в "Моссаде" пришли к выводу, что ставку надо делать на летчика, не исповедующего ислам. В архиве спецслужбы хранились имена пилотов МиГа, которые работали в арабских странах, но только не в Ираке. Амит дал руководителям своих отделений по всему миру указание подыскать потенциальные кандидатуры на дезертирство, и ему позвонил из Багдада Йосеф Шемеш, очень умный и проницательный человек. Шемеш нашел требуемое лицо благодаря своей сестре Эстер, которая преподавала в местной начальной школе. Директора школы звали Камилла, ее сестра Бетти была замужем за летчиком Муниром Радфой. Амит одобрил начало операции "Бриллиант", но при одном условии: он хочет увидеть Радфу своими глазами.
Итак, Камилла придумывает загадочную болезнь, которая вызывает у нее сильнейшие головные боли, и желает съездить на консультацию в Европу, а Мунир - единственный в семье, кто знает английский. Армия одобряет двухнедельный отпуск Радфы, и в январе 1966 года Йосеф Шемеш, Мунир и израильский летчик Зеэвик Лирон встречаются в римском кафе "Эльдорадо". А за столиком в двух метрах от них потягивают эспрессо Меир Амит и его заместитель Рехавиа Варди. Радфа производит на них впечатление надежного, серьезного и скромного человека.
Каковым был мотив Радфы? Скрывалась ли за ним досада из-за невозможности продвижения по службе по причине его христианского вероисповедания, как он рассказывал журналистам после приземления в Израиле? Или он терял самообладание и иногда во время бомбардировок специально промахивался по объектам курдов? Эти объяснения, какими убедительными они бы ни были, затмевают истину. "Все истории разочарования - наша выдумка, - сказал мне Барух Мазур. - На самом деле один из братьев Мунира работал врачом в Лондоне, а сам он проходил курс летчиков-испытателей в Соединенных Штатах. Думаю, ритм больших городов, небоскребы, дух свободы оказали на него решающее влияние - он вернулся оттуда другим человеком. Понял, что существует другой мир, и он хочет быть его частью.
- Почему вы так считаете?
- Я много беседовал с его женой, детьми.
По оперативным причинам переговоры перенесли из Рима в безопасную квартиру в Афинах. Там в дело вступил бывший военный летчик Иегуда Порат, глава египетского отделения разведки ВВС, который родился в Каире и репатриировался в Израиль в 11-летнем возрасте.
- Радфа не чувствовал себя предателем, - вспоминал позже Порат. - Он справедливо считал, что у него нет шансов на продвижение, и действительно хотел перебраться за границу.
Они работали в Афинах по 11 часов в день, но не забывали насладиться свободами западного мира - рестораны, кафе, подарки. А потом Радфа, снабженный паспортом на имя Моше Мизрахи, сел в самолет "Эль-Аля" и прилете в Израиль. Глава разведки ВВС Иешаягу Баркат пожелал лично убедиться в том, что Радфа действительно пилот, и совершить с ним полет на обычном самолете. Многие отговаривали его от этой опасной затеи - мол, Радфа может угнать самолет в Багдад или разбить его. Но Баркат полон решимости: наши ВВС находятся в боевой готовности. И вот уже оба они в летных комбинезонах подходят к самолету. Баркат сообщает Муниру, что они поднимутся на высоту в полтора километра, повернут на восток и пролетят над Иорданией. Радфа поднимает машину в воздух, делает хороший разворот, пересекает Иордан, летит в самое сердце королевства, затем возвращается и парит над Иерусалимом. Через 50 минут оба приземляются в Лоде, снимают шлемы и обнимаются.
Мунир Радфа поставил единственное условие: его семья должна быть заранее вывезена из Ирака.
В начале лета Бетти с двумя детьми отправляются в отпуск к предгорьям Курдистана. Иракцы не обращают на это внимания, а в секретном послании Мунир сообщает, что пытается перевестись из эскадрильи МиГ-17, бомбящей курдов, в эскадрилью МиГ-21. В июле 1966 года он сообщает, что перевод состоялся. В это же время курдские повстанцы доставляют семью Радфы к иракской границе. Вертолет перевозит всех в Иран, а оттуда в Европу. Бетти, как рассказывает в своей книге Стюарт Стивен, плакала всю дорогу. Она спросила сопровождавшего их Зеэвика Лирона, ждет ли ее в Париже муж, но он ей ответил, что они продолжат путь в Израиль. Эту ночь Бетти вспоминала как одну из самых ужасных в своей жизни.
16 августа, авиабаза Рашид под Багдадом. Вернувшийся после тайного визита в Израиль Мунир Радфа объясняет техникам, что ему предстоит полет на малой высоте, и требует заполнить до отказа топливные баки. Когда сразу после взлета диспетчерский пункт приказывает ему вернуться, он игнорирует команду, меняет частоту рации и продолжает движение на запад.
"Вероятно, не сегодня", - говорит Бени Пелед Иегуде Порату. Они уже третий день дежурят у радара в ожидании гостя - и при этих словах вдруг замечают на экране неопознанное пятно. Радфа пересекает границу Иордании и посылает закодированное послание "Алладин вызывает Бостон". Летчики Басперо и Шеффер поднимаются на высоту 6,7 километра навстречу МиГу. По окончании 50-минутного путешествия с опустошенными баками МиГ-21 №534 приземляется в Хацоре. Руководителю операции Меиру Амиту сообщают: "Бриллиант в короне!"
Как вспоминает Порат, Радфа не проявлял никаких признаков волнения. Ему сообщили, что семья уже находится в стране, и он скоро встретится с ней. Потом Израиль публикует письмо, в котором Радфа просит командующего израильскими ВВС предоставить ему и его семье убежище в Израиле.
...В день приземления МиГа Дани Шапира вернулся из очередного учебного полета. Сегодня ему 96 лет, но он выглядит прекрасно. Выпускник первого пилотного курса, Дани сбрасывал в 1948 году оружие осажденным поселенцам, бомбил египетские аэропорты в Шестидневную войну, в войну Судного дня доставил артиллерию из Италии. Он возил Ицхака Рабина на секретные встречи с королем Иордании Хусейном. Не случайно именно ему поручили работу с иракским коллегой. На второй день после приземления Радфы он осматривает МиГ, заводит двигатель и катится к старту на взлетно-посадочной полосе. "Завтра я взлетаю", - говорит Шапира. "Завтра? Без курса? Без симулятора?" - пугается Мунир. Шапира похлопывает его по спине и отвечает: "Не бойся, все будет хорошо, я летал на многих самолетах и справлялся". "Не боишься?" "Ты мне дал отличные инструкции".
На следующий день Дани поднял МиГ в воздух и 45 минут выделывал на нем кульбиты, за которыми Мунир наблюдал с ближайшего холма.
- Он что-то сказал вам потом?
- Он сказал: "Уалла, прибыл самолет, и ты уже на нем летаешь! Арабы никогда не смогут победить вас". Потом добавил: "Ищите МиГи на малой высоте". И именно так наши ребята сбили египетские самолеты во время Шестидневной войны.
Итак, семья Радфы живет в Северном Тель-Авиве, дети ходят в христианскую школу в Яффо, где учатся также их сверстники, приехавшие из Ирана. "Но дети на улице кричали им вслед: "Арабы, арабы!" - рассказывает Шапира. - Мунир пытался получить работу в "Эль-Але", но его предупредили, что это опасно, поскольку иракцы будут искать любую оказию, чтобы убить его, и им ничего не стоит сбить пилотируемый им самолет с пассажирами на борту. Мунир довольствовался полетами на легкомоторных самолетах. А Бетти никак не могла приспособиться к новой реальности, была вечно раздражена, ссорилась с мужем, но он никогда об этом не говорил.
- В конце концов, - рассказывает Иегуда Порат, - семья Радфа уехала в Западную Европу, потом перебралась еще куда-то. Время от времени Мунир приезжал в Израиль, его всегда встречали с королевскими почестями, но потом возвращаться к семье, где не прекращались ссоры, и однажды утром его сердце не выдержало. Он спустился в спортзал, располагавшийся в подвале дома, и во время тренировки рухнул на пол. После ухода мужа душа Бетти погрузилась во тьму. Когда Мунир был жив, он заставлял ее принимать лекарства, но детей она не слушалась. Несколько лет назад Бетти не стало. Двум детям Радфы сегодня где-то около 60-ти, они просили не поддерживать с ними контактов.
- А можно ли поговорить с ними?
- Нет. Они чувствуют, что иракское правительство все еще преследует их семью.
Как бы то ни было, но благодаря своевременному изучению характеристик угнанного советского истребителя удар израильских ВВС в 1967 году по египетским аэродромам практически решил судьбу Шестидневной войны, военно-воздушные силы еврейского государства завоевали мировое признание, а "Моссад", инициировавший и осуществивший операцию под названием "Бриллиант", получил статус одной из лучших разведывательных служб планеты. И роль иракского пилота Мунира Радфы во всем этом трудно переоценить.

0

64

Финикийцы

Автор этого текста Александр Иванов
https://forumupload.ru/uploads/001a/e3/39/2/t430544.jpg
Гомер ненавидел финикийцев, и в его сказаниях финикийцы упоминались не иначе, как "обманщик коварный", "злой кознодей" или "алчный мошенник".
Финикийцы и в самом деле разбойничали - в основном - на море, где этим мореплавателям не было равных, но не гнушались и красть детей в тех гаванях, куда заходили, и Гомер описывает судьбу некого Евмея, свинопаса Одиссея, которого похитили в гавани Итаки финикийцы.
А Геродот описывает сцену похищения принцессы Ио и ее подруг, которых заманили на свой корабль все те же финикийцы.
Эта, в нашем представлении, не слишком приятная слава не очень-то огорчала самих финикийцев (ведь и детей, и взрослых, крали все - и греки тоже, - работорговля была делом прибыльным), но такая репутация несколько мешала им в другом прибыльном деле - торговле.
Тот же Геродот подробно описывает, как именно они вели свои торговые дела: причалив к берегу, они выкладывали на него свой товар и давали знать о своем прибытии едким дымом, сами же удалялись на корабль.
Местные, осмотрев товар, не забирая его, оставляли рядом с ним золото или свой товар и - тоже удалялись.
Если купцы находили, что сделка выгодная и предложение равноценное, они забирали чужой товар, оставляли свой и уплывали. Если цена казалась им неподходящей, то они забирали часть товара, оставляя эквивалент предложенному, и попытка договориться повторялась.
Мы не знаем, что заставило пять тысячелетий назад целый народ, который научит мир торговать, обитавший до того на берегах и островах Персидского залива, сняться с насиженных мест и, преодолев несколько тысяч километров, осесть на восточном побережье Средиземного моря.
Известно только, что, смешавшись с автохтонными племенами, населявшими эти места до них, они, именуемые каннахи, или угаретяне, или ханаанцы, или, как нам более привычно - финикийцы - основали одну из самых древних цивилизаций нашей планеты.
Редкие долины среди скал были весьма изобильны - занятая переселенцами земля была южным окончанием "плавильного котла цивилизаций", Плодородного полумесяца, протянувшегося от устьев Тигра и Евфрата до земель Палестины - но все-таки эти долины не могли прокормить и всех прибывших, и местные племена, зато рядом было море...
И вдоль всего побережья стали возникать рыбацкие деревни.
Море было страшным, и первые корабли могли плавать, по сути, только при абсолютном штиле - даже небольшая волна легко топила суденышки.
Но время шло, и финикийцы стали первыми среди мореплавателей, придумав киль, руль, якорь и множество иных, совершенно необходимых, мелочей. Баз кторых мореплавание - не мореплавание вовсе.
Древний Библ (Библос) или, иначе, Гибал (сейчас на этом месте расположен ливанский город Джебейль).
Впрочем, часто можно встретить суждения насчет того, что эти усовершенствования придумали не сами ханаанеи, а - лишь позаимствовали их у таинственных "народов моря" (есть даже такая "формула" одного из историков: "ханаанеи плюс народы моря равняются финикийцы"), следы нашествия которых почувствовали на себе все цивилизации около XII в. до н.э.
Может быть, и так - финикийцы считались народом восприимчивым, легко впитывающем и совершенствующем все полезное, хотя в том, что касается главного их вклада в мировую цивилизацию - а это, бесспорно, буквенный алфавит - именно их авторство неоспоримо.
Но на выживании самих финикийцев гораздо большее влияние оказало другой их изобретение - это умение сушить и засаливать рыбу.
Финикийцы вообще слыли изобретательным народом, поэтому, может быть, и не удивительно, что именно они придумали алфавит, невероятно ценный вклад в мировую цивилизацию
Этот товар охотно приобретался по всей акватории Средиземного моря, а купеческие караваны доставляли рыбу в Месопотамию и Аравию.
Можно сказать, что рыба сделала финикийцев торговцами.
А еще - их сделал торговцами и мореплавателями лес - склоны скал были в то время чрезвычайно богаты сосной и кедром, которые, во-первых, шли на постройку судов, а во-вторых - были крайне востребованным экспортным товаром.
Есть даже версия, что именно необходимость вывозить лес в Египет заставила финикийцев стать моряками - потому что намного легче, быстрее и дешевле было перемещать тяжести по морю, чем по суше.
Собственно, финикийцы стали первым народом в истории, убедительно доказавшим превосходство водного транспорта перед всяким иным - и по скорости, и по дешевизне, и по вместимости, и даже - по безопасности, при всей ненадежности судов того времени - больно уж беспокойны были путешествия по суше в те времена.
По преданиям, сами финикийцы вели свой род от Хна (именно Библия поминает их как ханааенян), сына бога Баала.
Считается, что в Библии Хна изображен под именем Каина - "Он был проклят, и он построил первый город".
Наверное, для соседей хананеян, иудеев, первые известными им города и в самом деле были финикийскими - по мере развития торговли на месте рыбацких деревушек стали возникать города, первым из которых стал Угарит, а потом - Библ, уже настоящий центр торговли, ремесла и знаний, ставший, помимо всего прочего, поставщиком египетского папируса в Грецию. Греческое "библос" (папирус) породило слово "библия" (книга), и одну книгу с таким названием человечество знает до сих пор.
Финикийским купцам частенько приходилось "застревать" в местах обмена товаров на долгие месяцы, неспешно распродавая привезенное на продажу. Иногда в места стоянки их судов люди приезжали издалека.
Наверное, именно так и возникли колонии - поселения купцов, их опорные пункты по всему побережью Средиземного моря, самым знаменитым из которых, конечно же, является Карфаген.
Картина Ноколаса Веркопье "Дидона и Эней". Дидона - дочь царя Тира, основательница Кафрагена. По легенде, её брат убил её мужа, и она решила уехать куда глаза глядят. Глаза глядели куда надо, и место нашли хорошее, вот только местный царь приставал к тней с женитьбой. Она отказала ему, сославшись на вечную любовь к умершему мужу., и обещала местным племенам заплатить им драгоценный камень за кусок земли, который она накроет бычьей шкурой. Сделка была заключена, и Дидона (в этом миф усматривает её мудрость) обвела сколько могла земли узенькими ремешками, нарезанными из бычьей шкуры. В действительности же, видимо, небольшое количество колонистов каким-то образом смогли договориться с местными жителями. Ну а на картине другой эпизод, который мифы связывают с именем Дидоны: это её встреча с троянцами во главе с царевичем Энеем, которым удалось спастись после гибели своего города. Эней и Дидона полюбили друг дурга, но коварные боги сообщили Энею, что у них на него другие планы и ему надо срочно уезжать. Эней не рискнул ослушаться богов, уехал и стал основателем Рима. Дидона же покончила с собой.
Финикийцы расширяют географию своих плаваний, добираясь, в поисках олова, до Британских островов, привозят в средиземноморье янтарь (добираясь до Балтики?) и даже, судя по всему, огибают Африку (пройдет почти 2 тысячи лет, прежде чем европейцам вновь удастся подобное).
Сами города Финикии (финикийцы всегда были народом, но никогда в своей истории - единым государством, это всегда были номы, или, как именовали это устройство греки - полисы, города-государства) соперничают друг с другом, причем это соперничество можно вполне объяснить, так сказать портовым потенциалом: сначала главнейшим городом считается Библ, но его гавань невелика - около полутора гектаров, а искусство расширения гаваней еще не было известно, и вскоре Библ уже не в состоянии вместить всех торговцев.
И первенство переходит к Сидону, чья гавань могла вместить намного больше кораблей - её площадь - несколько больше семи гектаров - это отличная гавань, но и торговля продолжает развиваться, а ряды купечества растут.
Но Тир превосходит Сидон в несколько раз, и торговое первенство переходит к нему.
Между тем с финикийцами всерьез конкурируют греки, перенявшие искусство мореплавания - для греков торговля, в первую очередь - доставка в бесплодную метрополию пшеницы - дело сверхважное.
Греческие колонии появляются во множестве удобных гаваней вдоль всего побережья серединного моря. Впрочем, греки часто захватывают уже существующие финикийские колонии.
Сама Финикия - относительно легкая добыча для завоевателей - египтяне, хетты, ассирийцы считают финикийские города "своими", а сами финикийцы предпочитают войне выплату дани, которая не мешает обделывать им свои торговые дела.
Наконец, персы окончательно ликвидируют самостоятельность финикийских номов, но никуда не исчезают сами финикийцы, и хотя их роль в торговле заметно снижается, они остаются важными фигурами в мировой торговле - так, хотя монеты придуманы в Лидии, но, как уверяли греческие историки, их придумали именно для удобства расчетов с финикийцами.
Греция, а позже - Карфаген, потом - Рим, владеют средиземноморьем, освоенным и изученным финикийцами, которые сделали море главнейшей торговой дорогой планеты - значение этой дороги, объединившей множество народов, важно и сейчас, хотя, начиная с эпохи великих географических открытий ее роль несколько снижается.
Порт Карфагена, реконструкция. Обратите внимание на эллинги для кораблей в виде круга.
Римская империя, большое бюрократическое государство, вынужденное пытаться вести учет расходов, в IV веке оставляют нам прекрасный памятник своего времени, наглядно объясняющий разницу между морскими и сухопутными перевозками.
Исследовавший тарифы Диоклетиана на перевозку ученый повествует, что перевозка морем из одного конца империи в другой ("из Сирии в Лузитанию" - около 2130 км) одного modius (примерно 9 литров) пшеницы была по стоимости равна перевозке того же груза сушей на расстояние 111 км., при почти одинаковой скорости.
Нет ничего удивительного в том, что все богатство эпохи сосредотачивалось на побережье или, как минимум, в русле примыкающих к Средиземному морю судоходных рек - даже могущественному и богатейшему Риму, с его чрезвычайно развитой системой сухопутных трасс, попросту неинтересны были территории европейской "глубинки", места поселения германцев, кельтов и галлов, которым уделялось куда как меньше внимания, чем освоению побережий.
Варварами было почти забыто искусство мореплавания, но норманны "напомнили" о его важности Европе - с тех пор и по сей день именно приморские города являются главным сосредоточием мирового богатства, а морские перевозки и по сей день являются самыми дешевыми, и пока нет средств перемещения грузов, способных сравниться с ними по дешевизне и вместительности.
А что касается финикийцев - вплоть до VIII века отмечают людей, именующих себя ханаенянами, но после повсеместного воцарения ислама на территории бывшей Финикии этот семитский народ растворяется в массе родственных народов, их язык исчезает еще раньше, повсеместно уступая греческому и арамейскому, а после - арабскому, а само имя "финикийцы" (которые, кроме вышеперечисленного, научили мир изготовлению стекла, окраске тканей и многоэтажному строительству - да много чему еще) - исчезает.

0


Вы здесь » Израиль на русском » Тестовый форум » Всякое и разное