Черный археологи
Автор этого текста Лея Костинская
Затерянные клады и древние сокровища по-прежнему воспламеняют воображение многих людей, часто весьма далеких от археологии. В этом отношении Израиль – настоящее чудо, поскольку на очень небольшой территории сосредоточено огромное количество культурных слоев разных эпох. Поэтому в СМИ регулярно появляются сообщения о невероятных находках: то в пещере обнаружили свитки двухтысячелетней давности, то аквалангисты нашли монеты периода хасмонейского царства.
Причем зачастую такого рода открытия делают не профессиональные археологи, а случайные туристы, а то и остроглазые дети. Периодически по телевизору показывают людей, с гордостью демонстрирующих грамоты от Управления древностей Израиля и взахлеб рассказывающих, как они обнаружили клад и сообщили об этом в Управление. Но что таится за этим невинным фасадом?
На самом деле, это – фронт ожесточенных боев, которые Управление древностей ведет с «черными археологами». И всем, кто проявляет интерес к раскопкам, надо знать об этом во избежание неприятностей.
Все дело в том, что мест, отмеченных Управлением древностей в качестве «исторических памятников», в Израиле бесчисленное множество. Еще с доисторических времен через территорию современного Израиля пролегал маршрут Homo sapiens, которые примерно 65 тысяч лет назад шли из Африки осваивать другие континенты.
Мало какая страна может похвастаться столь бурной историей, но, что еще важнее – каждая культура оставила после себя в Израиле множество бесценных реликвий. Большая часть из них до сих пор лежит в пыли под желтыми камнями Иерусалима, или укрыта в одной из малодоступных пещер Галилеи, или покоится на дне Средиземного моря у берегов Израиля, или ждет своего часа где-то в Иудейской пустыне…
И здесь начинается война на опережение. Кто раньше – археологи, аккредитованные Управлением древностей Израиля, или охотники за сокровищами, мечтающие найти клад и разбогатеть?
Король «черных археологов»
Если бы такой титул существовал в Израиле, его бесспорно носил бы только один человек – Моше Даян. Тот самый Моше Даян, который одним глазом видел лучше, чем многие – двумя. Будучи страстным археологом-любителем, а к тому же начальником генштаба и министром обороны, он перекопал полстраны, имея в своем распоряжении даровую рабочую силу в виде Армии обороны Израиля.
Автор книги «Жить с Библией», Даян знал, где и что искать. За долгие годы он скопил огромную коллекцию ценнейших древностей, которую считал своей собственностью. Ему и в голову не пришло делиться с государством – ни при жизни, ни после смерти. Несмотря на все попытки Музея Израиля получить коллекцию Даяна. По слухам клеветников и завистников общая сумма архологических артефактов, принадлежащих его наследникам, достигает миллиарда долларов.
Но, помимо утаенных древностей, Даян сделал нечто похуже: в тех местах, где он со своими солдатами вел раскопки, он нарушил расположение культурных слоев разных эпох, осложнив работу профессиональных археологов на много лет вперед.
Металлоискатель как средство самообогащения
Скажем сразу – иметь дома металлоискатель в Израиле не запрещено. Более того – поиск с металлоискателем не запрещен. К примеру, если вы пройдетесь с таким прибором по тель-авивскому пляжу в надежде найти оброненное кем-то украшение, вам за это ничего не будет. Проблемы начнутся тогда, когда вы попытаетесь воспользоваться металлоискателем на территории, обозначенной Управлением древностей как археологический памятник. Загвоздка в том, что таких мест в Израиле очень много, точнее говоря, они составляют значительную часть территории страны. Иерусалим, к примеру – исторический памятник. Весь. И тут уже вас могут арестовать и осудить, как «черного археолога», который занимается незаконными раскопками с целью наживы.
Что касается поиска с металлоискателем на пляже, тут тоже нужно быть осторожным. На тель-авивском пляже искать оброненные монеты и кольца вы можете, но если увлечетесь и дойдете по пляжу до Яффо, он уже входит в список археологических памятников, и даже просто находиться там с металлоискателем – уголовное преступление.
Периодически – и даже довольно часто – «черные археологи» все же делают ценные находки, оставаясь при этом незамеченными. Полиция не дежурит в районе пещер Иудейской пустыни и других подобных местах. Такие находки обычно пытаются продать частным коллекционерам в Израиле или вывезти из страны.
Несмотря на то, что торговцев древностями ловят с помощью подставных покупателей или таможенников на границе, в лавочках Старого города Иерусалима по-прежнему можно увидеть монеты, статуэтки и другие предметы сомнительного происхождения. Если вы – любитель антиквариата и старинных вещичек, и планируете привезти из Израиля такой сувенир, обязательно просите сертификат на вывоз изделия. Потому что если сертификата нет, то в лучшем случае это – подделка, а в худшем – настоящая древность, добыча «черных археологов», и тогда уже у вас возникнут проблемы с таможней и с законом, когда на границе вы не сможете предъявить сертификат или хотя бы доказать, что купили предмет в антикварном магазине.
Что делать, если, не имея такой цели, вы вдруг наткнулись на парочку древнегреческих амфор или монет с подозрительными иероглифическими надписями?
Официально закон гласит, что если предмет датируется XVIII веком новой эры или позже, вы смело можете оставить его себе (если он не входит в число особо ценных артефактов, созданных после 1700-го года). Если же предмет более древний, вы обязаны в течение пятнадцати дней сообщить Управлению древностей о находке и передать им предмет без какой-либо компенсации (кроме грамоты от властей, которую и демонстрировали герои телепередач, нашедшие древние реликвии).
В Израиле нет такого понятия, как получение процента от стоимости клада, так как все древности считаются собственностью государства. Более того – даже если вы нашли артефакт в саду на собственном участке или под полом собственного дома, закон на вас все равно распространяется, а государство должно получить то, что принадлежит ему по закону.
На практике случайный человек, нашедший некую древность, вряд ли сможет самостоятельно оценить ее, чтобы понять, датируется ли она XVIII веком или раньше. Поэтому если вы нашли древнегреческую амфору и держите ее дома для эстетического удовольствия, вам никто ничего не сможет предъявить. Совсем другое дело – попытка продажи или вывоза из страны. Более того, если в случае попытки вывоза за границу при помощи хорошего адвоката можно доказать, что находка случайна, и вы не имели представления о ее реальной ценности, то в случае с продажей найденного тюремный срок до пяти лет вам обеспечен.
Что же происходит с найденными археологическими ценностями, когда они оказываются в руках Управления древностей? Их изучают, заносят в каталог и распределяют в одну из музейных коллекций, выставленных на всеобщее обозрение. Частных коллекций подобных вещей – по крайней мере, законно и официально – в Израиле нет, так как любая археологическая находка считается достоянием общественности.
Такие жесткие меры в отношении кладоискателей-романтиков могут быть расценены двояко. С одной стороны, жаль, что прошли те времена поиска затерянных сокровищ, когда люди хоть и редко, но обогащались, находя древние сокровища, и теперь государство взяло эту сферу и все доходы от нее под свой контроль.
С другой стороны, горькая правда состоит в том, что бесценным реликвиям и целым культурным слоям, которые могли бы приоткрыть тысячелетние тайны истории, наносится непоправимый ущерб в ходе непрофессиональных и нацеленных на получение прибыли действий «черных археологов».