Неудобные жертвы погромов
Автор этого текста HASPAR_ARNERY
Еврейские погромы 1917-1921-х годов были крупнейшим истреблением восточноевропейских евреев вплоть до Второй мировой войны – но сегодня эта трагедия окружена заговором молчания.
На протяжении нескольких лет было убито и искалечено до 200 тысяч евреев – преимущественно на территории нынешней Украины и Юга России. Однако современные политики, громогласно обвиняющие СССР в замалчивании трагедии Холокоста, не спешат называть виновных в этой антисемитской резне.
Для понимания причин происходящего следует напомнить основные подробности массового убийства, которые стараются стереть из памяти народов Восточной Европы.
Еврейские погромы Гражданской войны имели несколько причин, среди которых следует отметить разложение феодального хозяйства в Восточной Европе, снявшее посредническую роль еврейского населения – между городом и деревней, помещиком и крепостными. К этому надо добавить многолетнюю антисемитскую пропаганду царского времени и конспирологические теории националистов, которые пытались объяснить экономические проблемы и военные неудачи «всемирным еврейским заговором».
Главную ответственность за массовые погромы несет Добровольческая армия генерала Деникина, где среди солдат и офицеров преобладали антисемитские настроения. Уже летом 1918 году солдаты атамана Шкуро, будущего белогвардейского генерала и нацистского коллаборациониста, собрали евреев Ставрополя в синагоге и потребовали с них выкуп, угрожая поджечь здание. Из Отдела пропаганды деникинской армии были уволены все евреи, а сами информационные материалы белых приняли антисемитский характер.
Известный белогвардейский плакат изображал большевиков-евреев, которые совершали ритуальное убийство России перед идолом Интернационала. «Комиссия по расследованию злодеяний большевиков» писала в своих документах о «явном, бьющем в глаза засилье евреев во всех областях советского управления. В особенности, где шло гонение на церковь, там без пояснений становилось понятным, что «планомерное направление гонения (находилось) в руках некрещёных, иноплеменных большевиков, увлеченных своей ненавистью к Православию до того, что они даже не приняли мер к сокрытию своего руководящего в этом гонении участия»
Наступление добровольцев на Москву сопровождалось грабежами, убийствами и изнасилованиями еврейского населения – причем, в этом обвиняли самих жертв. «Лучшие люди России» совершали избиения самыми варварскими методами – рубили своих жертв шашками, закапывали в песок по шею и топтали конями, сжигали и топили в колодцах.
Еврейская самооборона могла отбиться от банд петлюровцев и анархиствующих атаманов, но не от хорошо вооруженной и обученной армии, во главе которой стояли идейные юдофобы. «Руководители и офицеры Добровольческой армии были одержимы антисемитизмом. Из секретных донесений, которые явно не предназначались для пропаганды, видно, что этот антисемитизм, полный всяческих параноидальных идей, находился на грани патологии. В тысячах документов из архивов Белой армии нет ни одного осуждения погромов. Напротив, агенты разведки ничтоже сумняшеся полагали, что евреи несут ответственность за все несчастья, будь то большевизм, инфляция или поражение в бою» – рассказывает об этом американский исследователь Питер Кенез.
Ученный подчеркивает, что командующий Добровольческий армией Антон Деникин несет личную ответственность за эти убийства – в не меньшей степени, чем Семен Петлюра, закрывавший глаза на погромы, которые устраивали украинские националисты:
«Деникин, как и другие антисемиты, считал, что евреи несут ответственность за «преступления» тех, кто воевал на стороне большевиков. Он верил и провозглашал, что большевизм и иудаизм – это практически одно и то же. В таком случае как можно призывать русский народ бороться против одного, но не против другого? В частных беседах главнокомандующий выражал сожаление по поводу погромов, которые представлялись ему варварством. В то же время, осуждая отдельные «издержки», он верил в коллективную ответственность евреев и справедливость народного гнева, что делало эти «эксцессы» возможными».
Деникин запретил евреям покупать землю на побережье Черного моря и отчислил из армии офицеров еврейского происхождения. На занятых белыми землях евреи снимались с общественных должностей и увольнялись со службы. Все жалобы еврейских делегаций на погромы и дискриминацию, направленные в том числе лично Деникину, были оставлены без ответа.
Не менее показательно поведение российских либералов. В ноябре 1919 года, на своем последнем съезде в Крыму, они отказались осудить гонения на евреев, и лицемерно осудили большевиков за организацию погромов в тылу Добровольческой армии – «для усиления хаоса». Кадеты также призывали евреев перестать поддерживать большевиков «для собственного спасения».
Трагическая ирония ситуации заключалась в том, что кадеты отдавали на заклание своих собственных избирателей. Несмотря на значительное число евреев-революционеров, абсолютное большинство еврейского населения бывшей черты оседлости – религиозное, занятое мелким ремеслом и торговлей – голосовало как раз за кадетскую партию. И зачастую под ударами шашек погромщиков первыми ложились члены еврейских делегаций, встречавших хлебом-солью въезжавших в местечки казаков.
Еще больший ужас внушали еврейскому населению украинские националисты Семена Петлюры. В 1919 году, в одном городе Проскурове они уничтожили 2000 человек – в основном представителей местного пролетариата.
«Казаки первого куреня поклялись перед знаменем денег не брать, а только резать. Они пошли в город и вырезали почти всю проскуровскую еврейскую бедноту. Портных и сапожников. В буржуазные кварталы не заглядывали. Был один казак, который знал еврейский язык. Он подходил с товарищами к закрытым дверям и обращался к перепуганным жителям по-еврейски. Ему открывали… Одной гимназистке вонзили между ног штык. А расстреливали так: стреляют и целятся не так, чтобы убить насмерть, а как-нибудь, дают залп и наперегонки бегут к еще живым расстрелянным, хватают из одежды то, что перед залпом каждый неметил на своей жертве», – вспоминал об этом украинский поэт Владимир Сосюра.
Подобно Деникину, Петлюра не предпринимал сколько-нибудь серьезных попыток остановить систематические погромы. И когда он был казнен в 1926 году анархистом Самуилом Шварцбардом, французский суд не посмел осудить мстителя. Еврейское население Украины сохранило кошмарную память о деятельности погромного атамана, которую отражает в себе «Баллада про Петлюру», написанная известным поэтом Ициком Мангером:
О черные птицы кошмара и мглы,
Зачем вы Петлюру сюда привели?
Не спится от крови ночью?
Стоит он и молит, как тень в окне:
«О дайте веревку, веревку мне!
Я сразу с собой покончу».
Пусть сгинет он там, где ветер и мрак
Где ночь превращается в стаю собак –
вцепившись Петлюре в платье.
И каждый вечер, в кровавый миг,
Когда от страха земля дрожит
Будет с ним наше проклятье!
Однако после Евромайдана украинские власти ставят петлюровцам памятники, называют в их честь улицы – а украинская википедия прямым текстом обвиняет в Проскуровском погроме большевиков и самих евреев. Мемориал на братской могиле убитых осквернили вскоре после Евромайдана, в марте 2014 года. На памятнике были нарисованы нацистские символы, включая выполненную на основе эсэсовского вольфсангеля эмблему ультраправого полицейского полка «Азов».
Третьей серьезной опасностью для евреев стали анархисты – причем, в погромном насилии участвовали даже солдаты махновской армии.
«Шестеро махновцев изнасиловали минувшей ночью прислугу. Проведав об этом на утро, я решил узнать, как выглядит женщина после изнасилования, повторенного шесть раз. Я застал ее в кухне. Она стирала, наклонившись над лоханью. Это была толстуха с цветущими щеками. Только неспешное существование на плодоносной украинской земле может налить еврейку такими коровьими соками. Ноги девушки жирные, кирпичные, раздутые, как шары, воняли приторно, как только что вырезанное мясо. И мне показалось, что от вчерашней ее девственности остались только щеки, воспламененные более обыкновенного, и глаза, устремленные книзу» – описывал один из таких будничных эпизодов Исаак Бабель.
Конечно, сам Нестор Махно был убежденным противником антисемитизма, но этого нельзя было сказать о других крестьянских вожаках на Украине выступавших под аналогичными лозунгами.
«Предводители анархистов, так называемые атаманы или батьки, не чувствовали необходимости контролировать свое поведение, ориентируясь на общественное мнение за границей: они и не ожидали никакой помощи от иностранцев. Как следствие этого, погромы, устроенные анархистами, были самыми стихийными и кровавыми. Почти все погромы включали в себя грабеж, но для анархистов присвоение еврейского имущества являлось особенно важным элементом погрома» – пишет Кенез.
Трагедия еврейских погромов времен Гражданской войны хорошо описана даже в детской советской литературе – стоит напомнить хотя бы «Повесть о суровом друге» писателя Леонида Жарикова, после 1991 года стала «токсичной» темой. Этот популярный термин либерального новояза применяется к фактам, которые нельзя отрицать, но о которых не принято говорить, поскольку они подрывают позиции официальной идеологической мифологии.
О погромах неудобно вспоминать российской власти, устраивающей торжественные шоу с перезахоронением Деникина и воспевающей «рыцарей белого дела». Еще более запретной эта тема является в современной Украине, где массово героизируют погромщиков и участников Холокоста – а их критика приравнена к преступлению против украинского государства. Кроме того, погромы дискредитировали антибольшевистское повстанческое движение, к которому любят апеллировать либералы и их союзники «слева».
Очевидно, что победа Советской власти спасла сотни тысяч людей от неизбежного избиения, которое перекинулось бы с Кубани и Украины на Петроград и Москву. Этот факт не должен быть вычеркнут из нашей памяти. Но мы также должны быть бдительны, поскольку духовные наследники погромщиков и палачей сегодня находятся у власти в большинстве восточноевропейских столиц.